Маяки        11 мая 2020        205         1

Тарханкутский маяк, Крым

На берегах Крымского полуострова насчитывается около 90 маяков. Самый старинный из них находится на западной точке полуострова – мысе Тарханкут и имеет одноименное название Тарханкутский маяк. У этой башни есть брат-близнец Херсонесский маяк, оба построены в 1816 году по одному проекту.

Свою работу Тарханкутский маяк начал 16 июня 1817 года. Несмотря на свой возраст маяк до сих пор действующий. За 200 с лишним лет его внешний вид не изменился, менялось только оптическое оборудование на самом верху башни.

Маяк построен из местного белого известняка. Высота сооружения 38 м. На вершину башни ведет старая чугунная лестница из 142 ступеней. Спиральная лестница поднимается вдоль внутренней башни – шахты, раньше по ней ходила гиря, весом полтонны, которая крутила лампу. Сейчас необходимости в этом механизме нет, вращение оптики автоматизировано. В ясную погоду маяк освещает морской путь на расстояние более 30 км.

История Тарханкутского маяка

Место для постройки маяка было выбрано обосновано. Тарханкутский мыс – самая ветреная часть Крымского полуострова. Частые бури и шторм, подводные течения, отмели и взмывающие из глубины моря скалы приводили к частым кораблекрушениям. Из-за этого моряки прозвали Тарханкут Чертовым мысом или мысом Бурь.

В Средневековье на Тарханкутском мысе не раз сооружали каменные башни и разводили там сигнальные огни, чтобы обезопасить мореплавателей, ими тогда были древние греки, татары, турки и другие.

Настоящий маяк построен в 1816 году. Первая лампа была масляной, состояла из 15 фитилей и 15 рефлекторов, закупленных в Англии. Такой фонарь давал белый свет, обеспечивая видимость до 12 миль, это более 19 км.

Лампа требовала регулярной чистки от нагара. Остановка Тарханкутского маяка на очистку стала одной из причин крушения императорской яхты «Ливадия» в 1878 году. В ночь, когда стоял туман, судно попало на риф, застрявшее судно простояло на камнях 47 дней. После неоднократных попыток спасти корабль, все ценное удалось переправить на берег, а корпус яхты остался на разрушение морским волнам.

В 1824 году лампу модернизировали, она стала крутиться вокруг своей оси. В конце 19 века ее заменили на керосиновую лампу и поставили более мощную линзу. Но и такой прибор приходилось чистить минимум два раза за ночь, лампу выключали на 10-15 минут, за это время успевали произойти новые кораблекрушения.

Позже оптическое и аудио оборудование менялось на усовершенствованное еще несколько раз.

В настоящее время маяк на мысе Тарханкунт имеет целый комплекс, он включает в себя радио и световой маяки, звукосигнальное оборудование, навигационную систему, основные и дублирующие средства электроснабжения для беспрерывной работы. Маяк дает белый проблесковый луч, дальностью в 17 миль (более 30 км) и звуковой сигнал, который слышен на расстоянии 1 мили (более 1,5 км).

Во время землетрясения в 1927 году Тарханкунтский маяк не пострадал, хотя его башня наклонялась в стороны. А в годы Великой Отечественной войны немцы пытались взорвать маяк, но их остановили местные жители.

Сейчас Тарханкунтский маяк – одна из главных достопримечательностей Крымского полуострова.

Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Lara:

    Какой он необыкновенно красивый! И вообще — мне Крым тааак нравится!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *